Кто же из кинешемцев расписался на рейхстаге?

«168 часов» открыли тайну надписи «Кинешма. Крайнов. 17.05.45г.», начерченной на стене захваченного рейхстага. Эта надпись была сделана рукой кинешемца Александра Арсентьевича Крайнова.

«168 часов» открыли тайну надписи «Кинешма. Крайнов. 17.05.45г.», начерченной на стене захваченного рейхстага. Эта надпись была сделана рукой кинешемца Александра Арсентьевича Крайнова. 

 

В качестве предисловия

В 1998 году вышла в свет краеведческая книга «Кинешма», в которой помимо прочей важной информации о нашем городе содержался эксклюзивный материал журналиста Владимира Смирнова «История с фотографией». В материале рассказывалось о военном снимке, на котором была запечатлена стена захваченного рейхстага и надпись на этой стене: «Кинешма. Крайнов. 17.05.45г.».

Авторство снимка принадлежало Евгению Халдею, фронтовому фотокорреспонденту ТАСС. Оказывается, на самом деле Евгений Ананьевич снимал совсем  не надпись, а неразорвавшийся снаряд, лежавший под стеной. После публикации фотографии в прессе того времени выяснилось, что снаряд этот был произведен в Советском Союзе. Началось разбирательство: почему не разорвался и кто виноват?

- ...Так что принесла эта фотография одни проблемы. Пусть уж сейчас, спустя десятилетия после победы сослужит этот снимок добрую службу. Может, найдется сам Крайнов, может, его родственники... - делился Евгений Халдей в 1995 году с  Владимиром Смирновым.

Получается, что прошло ровно 20 лет прежде чем слова Евгения Ананьевича сбылись.

 

Кто же?

Еще в октябре 2012 года в статье «Цыганские страсти в Кинешме» мы писали о выдающемся нашем горожанине Александре Крайнове. Потомственный цыган, в довоенные годы он возглавлял местный горсовет, затем с 1941-го по 1945-й год воевал на фронтах Великой отечественной, а после войны являлся директором одного из кинешемских производств.

В год 70-летия Победы мы задались целью проверить, не Александр ли Крайнов оставил в мае 1945 года на стене осажденного рейхстага надпись «Кинешма». Спасибо кинешемским родственникам Александра Арсентьевича, они помогли найти контакты его дочери Инессы Иглиной, живущей в Санкт-Петербурге.

И вот, свершилось! Инесса Александровна подтвердила: это ее отец, Александр Крайнов, штурмовал рейхстаг и затем расписался на его стене.

- Мой папа в 1940 году был поставлен на должность председателя горсовета Кинешмы, а с началом войны ушел добровольцем на фронт, - рассказала для «168 часов» Инесса Иглина. - Сначала он воевал на Карельском фронте, был ранен, лечился в архангельском госпитале, потом освобождал Калининград и уже в звании майора он дошел до Берлина, где участвовал в штурме рейхстага. После победы его просили остаться служить в Германии, но, сославшись на то, что в Кинешме его ждут жена и трое детей, папа вернулся. Сначала он сопровождал в Нижний Новгород из Германии какое-то оборудование, а уже оттуда прибыл на пароходе в Кинешму. В нашей семье всегда хранился пузырек с папиной фронтовой фотопленкой. На одном из ее кадров папа стоял на фоне сделанной им на стене рейхстага надписи «Кинешма». Недавно я со своим сыном искала эту пленку, но пока не нашла. Видимо, с переездом затерялась где-то.

 

Подробности жизни

Родился Александр Арсентьевич 9 августа 1903 года в селе Игодово Костромской губернии. Когда ему было 10 лет, семья переехала в Кинешму. После революции местная комсомольская организация направила Александра Арсентьевича на партийную учебу в Иваново, а вслед за тем уже ивановские партийцы рекомендовали его в Ленинград, в только что созданный Коммунистический университет.

- В начале 1930-х годов его направили в Крым на должность секретаря райкома, рассказывает Инесса Иглина. - Во время чисток 1937 года папу так же, как и многих других, документально проверяли. На месяц его отстранили от должности и наша семья сидела без денег и в тревоге за будущее. Проверка прошла, за отцом ничего порочащего не обнаружили, но сотрудники НКВД все-равно посоветовали ему убраться из Крыма куда-нибудь подальше.

Так Александр Арсентьевич снова возвратился в Кинешму и возглавил у нас горсовет. Однако его правлению вскоре помешала война.

- Когда он пришел с фронта, ему предлагали снова занять этот пост, но он ответил: на этом месте уже сидит человек, так и пусть остается, - вспоминает Инесса Александровна. - Тогда ему предложили вакантную должность директора керамического завода (современный «Поликор» - прим. ред.) и папа согласился. На этом заводе он проработал с 1946-го по 1958-й год, пока его не одолел туберкулез. Умер отец 20 сентября 1960 года.

Сама Инесса Иглина с 1958 года жила и работала заведующей детского сада в Комсомольске-на-Амуре, а в 1991 году переехала в Ленинград.  Одно время она думала вернуться в Кинешму, но пока решался вопрос о приобретении жилья, возникли проблемы со здоровьем. Сейчас ей 85 лет.

По поводу цыганской крови, которая текла в жилах отца, Инесса Александровна говорит:

- Он относился к оседлым цыганам и никогда не бравировал своей национальностью. Во всех документах папа записывал себя русским.

Ведь каково! Цыган и коммунист, кошмарный сон любого фашиста, приходит победителем в Германию и чертит на ее растерзанном сердце, на рейхстаге, имя родного города. Того города, которым он руководил.

Такой вот кинешемский Будулай.

P.S. В ходе работы над данным материалом я связался с Государственным архивом Ивановской области и успел получить информацию о том, что в архиве хранится личное дело Александра Крайнова. Флаг в руки краеведам.

НАША СПРАВКА. Похоронен Александр Крайнов на кладбище «Сокольники». Его могила находится в непосредственной близости от центрального входа.

НАША СПРАВКА. Запечатлевший надпись «Кинешма» военный фотограф Евгений Халдей является также автором знаменитого снимка «Водружение знамени Победы над рейхстагом». Удивительно, но внучатый племянник Мелитона Кантария, водружавшего знамя над куполом рейхстага, иеросхимонах отец Илья (Кантария) в настоящее время служит Кинешме. О нем мы рассказывали в 2013 году в статье «Знамя Победы и кантарианский крест».

Комментарии
Комментариев пока нет