По ряду важнейших достижений отечественная оборонная отрасль обязана кинешемцам. Кто эти люди? Что мы об этом знаем?
(Продолжение, начало в №21 от 26 мая 2015 года)
В прошлый раз мы рассказали о выдающемся авиаконструкторе Павле Соловьеве, уроженце деревни Алекино Кинешемского района. Благодаря сконструированным им двигателям в небо взлетели самолеты Ту-134, МиГ-31, Ил-76 и многие-многие другие.
Теперь мы расскажем о Николае Нилове. В то время, как Павел Соловьев создавал для советских «Илов» сверхмощные двигатели, Николай Васильевич начиная с 1943 года проводил фото- и видеосъемку этих легендарных самолетов во время их испытаний.
Но какое Николай Нилов имеет отношение к Кинешме, спросите вы? Вот что об этом специально для «168 часов» легендарный фотограф рассказал по телефону:
- В 1941 году мой отец работал бухгалтером в московском объединении детских садов, а когда началась война, это объединение срочно эвакуировали в Кинешму. Сюда прибыло около 600 детей и с ними наша семья. Жили мы на противоположном берегу Волги в районе «Фибры». Мне было 11 лет, я учился в местной школе и помню, как от школы нас посылали на уборку полей и в лес за грибами. Помню, что дружил с мальчишкой, который жил недалеко от местной площади. В 1960-х годах я ездил отдыхать в Плес и по пути на один день задержался в Кинешме. Съездил тогда и в Заволжск, нашел дом своего приятеля, встретился с его матерью, но она вела себя странно и совсем непонятно изъяснялась. После я пошел к ее сестре. Та рассказала мне, что приятель мой трагически погиб, а его мать сошла с ума.
В Москву семья Ниловых вернулась в 1943 году и 13-летний Николай Васильевич сразу устроился на работу в фотолабораторию опытно-конструкторского бюро Ильюшина.
На первый взгляд может показаться, что авиационный фотограф имеет лишь косвенное отношение к «оборонке», однако это совсем не так. Сказать хотя бы, что во время создания первых фронтовых бомбардировщиков Ил не существовало специальной контрольно-записывающей аппаратуры и ее заменяли фотоаппараты и видеокамеры Николая Нилова. Также авиаконструкторы должны были знать, как ведут себя их детища и отдельные части этих детищ в воздухе, для чего Николаю Васильевичу приходилось выполнять опасные для жизни полеты на испытательных самолетах. Однажды при испытании Ил-14 на значительной высоте фотографу пришлось вести съемку через открытую дверь без кислородной маски. Маску просто-напросто забыли, но не возвращаться же было за ней! Таких историй хоть отбавляй.
- Как-то при испытательном полете самолета Ил-76 я слишком близко подошел к открытому люку, - рассказывает Николай Васильевич, - сделал-то лишь один лишний шаг к открытому люку, и поток воздуха так хлопнул, что мои брюки лопнули по швам и разлетелись в клочья.
А еще был случай. Мы тогда испытывали Ил-62. Я попал на больничный, - говорит Николай Васильевич. - Вместо меня полетел другой специалист и не вернулся... Вместе с другими девятью членами экипажа.
Николай Нилов до сих пор не оставляет работу и возглавляет фотовидеосектор при «Авиационном комплексе имени С.В. Ильюшина». В прошлом году ему исполнилось 85 лет. Таким образом, на сегодняшний день его рабочий стаж составляет уже 72 года. Вот это и есть патриотизм и преданность своей стране и своему делу.
(Окончание следует)