Кинешемцы — создатели отечественной «оборонки»

По ряду важнейших достижений отечественная оборонная отрасль обязана кинешемцам. Кто эти люди? Что мы об этом знаем?

По ряду важнейших  достижений отечественная оборонная отрасль обязана кинешемцам. Кто эти люди? Что мы об этом знаем?

 

(Продолжение, начало в №21 от 26 мая 2015 года)

 

В прошлый раз мы рассказали о выдающемся авиаконструкторе Павле Соловьеве, уроженце деревни Алекино Кинешемского района. Благодаря сконструированным им двигателям в небо взлетели самолеты Ту-134, МиГ-31, Ил-76 и многие-многие другие.    

Теперь мы расскажем о Николае Нилове. В то время, как Павел Соловьев создавал для советских «Илов» сверхмощные двигатели, Николай Васильевич начиная с 1943 года проводил фото- и видеосъемку этих легендарных самолетов во время их испытаний.

Но какое Николай Нилов имеет отношение к Кинешме, спросите вы? Вот что об этом специально для «168 часов» легендарный фотограф рассказал по телефону:

- В 1941 году мой отец работал бухгалтером в московском объединении детских садов, а когда началась война, это объединение срочно эвакуировали в Кинешму. Сюда прибыло около 600 детей и с ними наша семья. Жили мы на противоположном берегу Волги в районе «Фибры». Мне было 11 лет, я учился в местной школе и помню, как от школы нас посылали на уборку полей и в лес за грибами. Помню, что дружил с мальчишкой, который жил недалеко от местной площади. В 1960-х годах я ездил отдыхать в Плес и по пути на один день задержался в Кинешме. Съездил тогда и в Заволжск, нашел дом своего приятеля, встретился с его матерью, но она вела себя странно и совсем непонятно изъяснялась. После я пошел к ее сестре. Та рассказала мне, что приятель мой трагически погиб, а его мать сошла с ума.

В Москву семья Ниловых вернулась в 1943 году и 13-летний Николай Васильевич сразу устроился на работу в фотолабораторию опытно-конструкторского бюро Ильюшина.

На первый взгляд может показаться, что авиационный фотограф имеет лишь косвенное отношение к «оборонке», однако это совсем не так. Сказать хотя бы, что во время создания первых фронтовых бомбардировщиков Ил не существовало специальной контрольно-записывающей аппаратуры и ее заменяли фотоаппараты и видеокамеры Николая Нилова. Также авиаконструкторы должны были знать, как ведут себя их детища и отдельные части этих детищ в воздухе, для чего Николаю Васильевичу приходилось выполнять опасные для жизни полеты на испытательных самолетах. Однажды при испытании Ил-14 на значительной высоте фотографу пришлось вести съемку через открытую дверь без кислородной маски. Маску просто-напросто забыли, но не возвращаться же было за ней! Таких историй хоть отбавляй.

- Как-то при испытательном полете самолета Ил-76 я слишком близко подошел к открытому люку, - рассказывает Николай Васильевич, - сделал-то лишь один лишний шаг к открытому люку, и поток воздуха так хлопнул, что мои брюки лопнули по швам и разлетелись в клочья.

А еще был случай. Мы тогда испытывали Ил-62. Я попал на больничный, - говорит Николай Васильевич. - Вместо меня полетел другой специалист и не вернулся... Вместе с другими девятью членами экипажа.

Николай Нилов до сих пор не оставляет работу и возглавляет фотовидеосектор при «Авиационном комплексе имени С.В. Ильюшина». В прошлом году ему исполнилось 85 лет. Таким образом, на сегодняшний день его рабочий стаж составляет уже 72 года. Вот это и есть патриотизм и преданность своей стране и своему делу.

(Окончание следует)

Комментарии
Комментариев пока нет