Печальная судьба кинешемского аса

В начале 70-х годов в домашней библиотеке моих родителей появилась очень хорошая книга - томик с военными мемуарами Александра Сергеевича Яковлева — одного из самых известных советских авиаконструкторов. Это было первое издание его воспоминаний о разв

В начале 70-х годов в  домашней библиотеке моих родителей появилась очень хорошая  книга  - томик с военными мемуарами Александра Сергеевича Яковлева — одного из самых известных  советских авиаконструкторов. Это было первое издание его воспоминаний о развитии советской авиации в довоенное, военное и послевоенное время». «Цель жизни» - так назывались мемуары А.С.Яковлева.  Появление этой книги у нас дома было неслучайным... Мой отец еще в довоенное время закончил Уфимский авиационный институт, а дядя был военным летчиком, который погиб в самом конце Великой Отечественной войны...

Эту книгу прочитал и я. Одна из глав яковлевских мемуаров особенно запомнилась. И надолго. Поскольку речь в ней шла о нашем земляке — капитане Запрягаеве и его подвиге, когда он в составе семи советских военных летчиков одержал блестящую победу над 25-ю немецкими самолетами. Автор мемуаров упомянул имена тех молодых людей, которые подбили восемнадцать  «Мессершмиттов-109»,  семь  «Юнкерсов-87» и «Юнкерсов-88».

Много позднее  мне захотелось  разузнать подробности той воздушной битвы, а также что-нибудь из биографии  своего земляка. Но информации на тот момент времени не было практически никакой... За помощью решил обратиться в редакцию главной военной газеты  того времени  «Красная Звезда», также  в архив Министерства обороны СССР.  Запросы были официальными. Очень странно и даже удивительно для тех времен, но никаких откликов на мой запрос  не последовало... Не помог даже и здравствующий еще тогда наш известный земляк Герой Советского Союза летчик Г.С. Лебедев.

Много времени спустя я  возвратился к этой теме. Благодаря современным информационным технологиям кое-что удалось узнать  о жизни и военной деятельности капитана Запрягаева.

Но вначале вернусь к мемуарам А.С.Яковлева. Следует отметить, что тот исторический бой в небе произошел в марте 1942 года.

К тому времени воздушная угроза над Москвой настолько ослабла, что  советское правительство, по словам А.С.Яковлева, стало помышлять о возвращении некоторых ранее эвакуированных предприятий. Возрос и выпуск самолетов. Однако количественное превосходство, и притом значительное, за немецкой авиацией еще сохранялось. Численный перевес противника создавал впечатление, будто мы отставали от него и по качеству самолетов. Но большинство пилотов недоумевало по этому поводу… На фронт стало приходить все больше и больше новых самолетов. И по мере того, как наши летчики осваивали их в воздушных боях и убеждались в качественном превосходстве советской авиационной техники, настроение менялось. Произошел настоящий авиационный перелом.

10 марта была получена телеграмма, в которой говорилось, что накануне семь наших летчиков на истребителях «ЯК-1» выиграли воздушное сражение в бою против 25 самолетов противника.

На следующий день на первых страницах «Правды» и «Красной Звезды» появилось сообщение одинакового содержания под заголовком «7 против 25». Хочу заметить, что в первом издании книги «Цель жизни» такое же название имела и одна из глав. В последующих изданиях она вошла в отдельную, более обобщенную главу под названием «Великий перелом».                                                                                                           

Итак, что же произошло на самом деле. Эпиграфом к тексту обеих газет стояли знаменитые слова А.В.Суворова: «Воюют не числом, а уменьем». Далее говорилось, что группа капитана Б.Еремина на семи истребителях «ЯК-1» встретила в воздухе 25 немецких самолетов, сбив при этом пять «Мессершмиттов-109» и два «Юнкерса-87». Остальные обратились в «воздушное» бегство»... Самым поразительным было то, что наши летчики не имели потерь.

Кстати сказать, в той эскадрильи капитана Еремина служил и ставший впоследствии знаменитым летчик Алексей Маресьев.

Так кто же он был — наш земляк, летчик Иван Иванович Запрягаев? Увы, но сведений о его личной жизни удалось найти немного.

Родился будущий летчик в 1909 году в Кинешме, в обыкновенной семье. Вопрос о полноценном образовании не стоял, а потому он окончил  лишь начальную школу. Учеба не слишком привлекала молодого человека... Но несмотря на это, он хотел получить хорошую рабочую  профессию. Так он стал электриком, проработав  на одной из текстильных фабрик  несколько лет. Как и многие молодые люди того времени, Иван начал «бредить» небом, мечтал о нем  и очень хотел летать. И неудивительно, что своей второй профессией  он избрал профессию летчика. Особенно его желание летать проявилось в 1929 году, когда его призвали в армию. Потребовалось всего четыре года, чтобы наш земляк оказался в большой  авиации, окончив в 1934 году школу командиров летных звеньев. С этого времени он стал числиться летчиком-инструктором. Летный  и учебный опыт уже тогда позволил ему обучать мастерству испанских летчиков. Перед началом Великой Отечественной войны Иван Запрягаев оказался в далеком от западных границ Забайкалье, где также тренировал местный летный состав, вначале став помощником Забайкальской эскадрильи, а через некоторое время и ее командиром.

Но, как говорится, пути военных неисповедимы... И период с 1939 по 1940 год Запрягаев находился уже на советско-финской войне. Здесь также тренировал летный состав действующей армии под Ленинградом.

Военная судьба бросала Запрягаева по разным фронтам. По апрель 1943 года он сражался в составе 296-го  ИАП (истребительного авиационного полка), по июль 1943 года  - в Управлении 8-й Воздушной Армии, по ноябрь 1943 года — в 73-м Гвардейском истребительном полку, по май 1944 года — в Управлении 8-й Воздушной Армии. Войну закончил в составе 274-го ИАП.

Свой наиболее известный подвиг Запрягаев совершил в знаменитом воздушном бою 9 марта 1942 года на Юго-Западном фронте. Сообщение о том бое, опубликованное в газете «Красная Звезда» 12 марта в статье командира эскадрильи капитана  Б. Еремина  «7 против 25», произвело на читателей огромное впечатление. То, что произошло в том бою, даже и сегодня, много лет спустя, представляет большой интерес. Позволю себе привести несколько мест из описания того боя...

«Наша эскадрилья прикрывала наступающие пехотные подразделения от вражеской авиации. Впереди была моя машина, слева лейтенант Скотной, справа капитан Запрягаев...

На земле под нами шел ожесточенный уличный бой. Наши войска выбивали противника из опорного пункта. Немцы отступали… Именно в этот момент появились вражеские самолеты… Первым заметил вражеские самолеты лейтенант Скотной. Это было 9 марта, ровно в 13 часов. Лейтенант подал сигнал. Я оглянулся. Примерно на дистанции 400-500 метров от нас на высоте около двух километров шли шесть «Юнкерсов-87», один «Юнкерс—88» и восемнадцать «Мессершмиттов-109».

В первую минуту нас удивило такое большое количество вражеских истребителей. Неужели немцы настолько разбогатели, что прикрывают свои бомбардировщики такими большими силами?

Моментально созрело решение: предупредить противника, первыми атаковать его, не допускать его до нашей  пехоты.

Методом лобового удара, тарана, прямого попадания из самолетной пушки полностью овладели  летчики нашей эскадрильи, и я был уверен, что, несмотря на численное превосходство противника, они с честью выполнят задачу».

Так оно и случилось.

Войну И.И.Запрягаев закончил в звании подполковника. За время участия в боевых действиях выполнил 230 боевых вылетов, в воздушных боях сбил 12 немецких самолетов лично и 16 — в составах боевых групп.

Был награжден орденами «Александра Невского», «Отечественной войны 1-й степени», «Красной Звезды» (дважды), а также многочисленными медалями.

После окончания Великой Отечественной войны жизнь Ивана Ивановича Запрягаева, трагически оборвалась. Он закончил свою жизнь самоубийством. Сейчас, конечно, невозможно узнать причины его поступка. Можно только предполагать...

Но это уже совершенно другая история... личная история И.И.Запрягаева — военного летчика из города Кинешмы...

    

P.S.: Есть версия, что Владимир Семенович Высоцкий за основу своей одной из самых пронзительных песен о войне  «Их восемь, нас  двое» взял историю того воздушного боя, в котором участвовал кинешемец И.И.Запрягаев.

В Кинешемской городской Думе был  утвержден  список  улиц, переулков, площадей, проездов и тупиков округа Кинешма. Имя капитана  Запрягаева там отсутствовало...                                                                                              Думаю, что будет исторически справедливо, если одну из улиц нашего города назовут имением кинешемского военного аса. Тем более, что названия многих  городских  улиц и переулков  к истории Кинешмы никакого отношения не имеют.

 

Участники того легендарного боя. Второй справа в верхнем ряду - капитан И.И.Запрягаев. Фото  1942 г.

 

 

Комментарии
Комментариев пока нет