Кинешемцы еще не знают о своем родном городе такого, что может послужить им преогромной гордостью. Так узнаем же!
А кто обратил языческую Кинешму в христианство?
У прославленного собирателя русского языка Владимира Даля среди записанных преданий есть и такое: «Илья освободил Кинешму от литвы, и вслед за тем князь Кинешмы и все жители-кумирники обратились в христианство». Речь здесь идет о святом богатыре Илье Муромце, чьи мощи покоятся в Пещерах Киево-Печорской лавры. Вот, оказывается, кого надо в первую очередь почитать верующим кинешемцам!
В соответствии с одной из самых ранних рукописей об Илье Муромце, хранящейся в Государственном областном архиве Твери, богатырь одолел под стенами нашего города трех иноземных царевичей, у каждого из которых было по 30 тысяч воинов. После битвы навстречу богатырю вышли власти и «всякия люди чиновные» с просьбой: «Илья Муромец сын Ивановичь, и живи ты у нас во граде Кинешме, златая казна про тебя не запечатана, драгия портища и не ношены». Но Илья отказался жить у нас, поспешил к князю Владимиру в Киев, чтобы получить от него, как говорится, дальнейшие указания по крещению Руси.
О битве Ильи Муромца за освобождение Кинешмы говорится и в ряде других былин. Ход именно этой битвы любят смаковать мистификаторы, пытающиеся доказать, что богатырь обладал фантастическим сверхоружием. «Взвыла стрела из туга лука и пустилась со свистом в рать-силу великую. Оглушила стрела неприятеля, попадали воины на сыру землю по всему полю кинешемскому. Рвет стрела на пути своем и дубы столетние, и лес рудовой; где только жалом ткнет, там на полверсты рвет, а хвостом лизнет, там канаву прорвет. Положила та стрела войска счета нет...» А ведь и правда, похоже на ракетную бомбардировку! Да и ни много ни мало, а почти стотысячное войско уложил Илья Муромец, говорят былины.
Кто первым устремился в «окно в Европу»?
В Российском государственном архиве древних актов хранится первый русский «загранпаспорт». Это подорожная грамота, выданная архангелогородским комиссаром Перелешиным плотникам Кинешемского посада Ивану Затыкину и Василию Калинину. Дата на грамоте стоит следующая: 28 мая 1717 года.
Конечно же, подобные грамоты выдавались и до указанной даты. Именно с тех пор, как Петр Первый «прорубил окно в Европу», заложив в 1703 году первый морской порт Русского государства - город Санкт-Петербург. Однако из всех «загранпаспортов» того времени сохранился как раз тот, который был выдан нашим землякам.
И это, согласитесь, весьма символично. Во-первых, сохранившийся документ доказывает, что кинешемцы являлись хорошими мастерами своего дела, раз ехали работать заграницу, а во-вторых, мы можем видеть, что и 300 лет назад наш брат был неусидчив. Что сейчас, гонимый нуждой, он ездит за копейкой в дальние дали, что тогда.
Впрочем, нельзя исключать, что сам Петр велел кинешемским плотникам мчаться в Европу осваивать азы судостроения. Знал, на каких людей можно положиться.
Чей приезд заставил кинешемцев ликовать
В Государственном архиве Ивановской области хранятся личные дневниковые записи известного кинешемского фабриканта Ивана Коновалова. В них фабрикант, помимо прочего, рассказывает о приезде в Кинешму великого православного проповедника Иоанна Кронштадтского. Это событие произошло в апреле 1887 года.
Со слов Ивана Коновалова, проповедник навещал его тетку Александру, но сомнительно, что лишь эта встреча являлась целью всего кинешемского визита. Фабрикант рассказывает, что когда настало время отъезда Иоанна Кронштадтского, весь наш вокзал оказался забит ликующим народом. При появлении на перроне проповедника многие женщины бросились целовать ему ноги. Кинешемцы воспринимали этого человека как чудесное явление, не веря глазам своим и своему счастью.
Летом 2015 года в Кинешму прибудет Патриарх всея Руси Кирилл. Получается, что это будет второй визит к нам отцов русской православной церкви. Если, конечно, не считать крещения Кинешмы святым богатырем Ильей Муромцем.
(Окончание следует)