Наши места зовутся «русской Швейцарией» во многом благодаря обилию лесов. Именно это может сослужить плохую службу перед скорым наступлением лета, которое снова должно стать жарким и засушливым.
Так уж повелось, что год от года летние месяцы даются России все более жаркими. Вот уже полусотней лесных пожаров охвачено Забайкалье, а вообще по стране к настоящему времени зафиксировано около 130 очагов возгорания леса.
Стоит ли нам беспокоиться в этом отношении? Конечно, да.
Чтобы понять, как охраняются кинешемские леса от пожаров, какие в плане пожарной безопасности у нас есть проблемы, а может быть, и достижения, «168 часов» обратились в областное государственное учреждение «Кинешемское лесничество». Участь упраздненных лесхозов в 2006 году его миновала и оно, слава Богу, продолжает свою работу.
- Хоть и трудный обещается год, но он должен стать для нас более удачным, чем предыдущие, - говорит Александр Данилов, лесничий «Кинешемского лесничества». - В настоящее время областным «Центром по охране лесов» на нашей территории создается пожарно-химическая станция первого типа. Штат из порядка 20 человек уже набран и с этого года эти люди уже займутся работой. У них в распоряжении будет техника для патрулирования, для тушения пожаров, в том числе гусеничный трактор с емкостью для воды, а также колесный трактор с плугом, чтобы делать минерализованные полосы. В зону обслуживания пожарно-химической станции войдут Кинешемский, Заволжский и Юрьевецкий районы.
2010 год для кинешемцев, конечно, памятен. Чтобы спастись от вездесущего смога, многие люди в самую невыносимую жару держали наглухо закрытыми окна и смачивали водой занавески.
Но если погрузиться в историю, то старшее поколение должно помнить 1972 год.
Он был еще страшнее. Тогда пылал едва ли не весь Советский Союз. В Кинешме денно и нощно боролись с огнем солдаты химбригады и наволокской ракетной части, а для подвоза воды были задействованы даже работавшие на нефтебазе бензовозы.
Сейчас нет нефтебазы и нет обеих воинских частей. Поэтому создание пожарной-химической станции — это, конечно, хорошо и вовремя.
- Сейчас не из лесов идут пожары, а в леса, от палой травы, - продолжает Александр Анатольевич. - Ситуация усугубилась в последние десятилетия еще и тем, что не обрабатываются и зарастают травой сельскохозяйственные поля. От них-то зачастую и распространяется огонь. Угрозу сильных пожаров исключать никогда нельзя. В 2010 году, например, никакие минерализованные полосы не спасали, пламя легко перелетало через асфальтовые дороги по верхушкам деревьев. Многое, конечно, зависит и от человеческого фактора. Взять, например, не столь давний случай в Решме. На знаменитом «мысе любви» люди гуляли, жгли костры, ну пожар и занялся. Местный лесничий Виктор Петров, очень ответственный человек, профессионал своего дела, вовремя забил тревогу. Когда пожар тушился, его виновники просто стояли и смотрели, как в цирке. Раньше тушить лесные пожары спешили все, кто мог.
Разумеется, в кинешемском лесничестве не обходится и без проблем. Однако, справедливости ради, надо сказать, что его проблемы порождены не конкретно здесь, не конкретно в Кинешме. Они проистекают из общероссийских реалий.
- Мы обслуживаем Кинешемский и Юрьевецкий районы, а в Заволжском имеется свое лесничество, - делится Александр Данилов. - Сейчас наш штат состоит из 20 человек. Это семь мастеров, семь участковых лесничих, три инженера, два их помощника и водители. В лучшие времена такое же количество людей работало на одном лишь участке.
Если, кроме сказанного Александром Даниловым, сюда добавить упразднение лесхозов в 2006 году, которые занимались уборкой того же сухостоя, и ситуация будет выглядеть не очень радостно. К тому же сильно усложнились сами процедуры. При обнаружении пожароопасного участка составляется сигнальный лист, он регистрируется, затем идет арендатору, тот производит обследование с участием лесопотолога, далее вносятся изменения в план-корректировку, это декларируется и в результате получается очень длительный путь к тому, чтобы начать хотя бы санитарные рубки. В советское время с бумажными формальностями можно было управиться за день, за два, а сейчас не всегда хватает и месяца. Тогда даже простые граждане могли рубить себе на дрова сухостой и еще получать за это от лесхоза деньги. Поэтому когда люди просят, чтобы рядом с их домом срубили сухое дерево, они должны понимать, что сделать это сразу просто невозможно. В силу вот такого закона.