Многие люди удивляются хорошей памяти участников Великой Отечественной войны. Столько десятилетий прошло, столько событий случилось после войны, а они все помнят: имена, даты, места сражений, лица павших друзей. Трагические события военных лет, которые впечатались в память ветеранов навсегда, забывать не имеют права и новые поколения.
Жительница Заволжска Валентина Николаевна Быкова, сегодня 93-летняя пенсионерка, человек с присущими возрасту недомоганиями и проблемами. Но когда речь заходит о войне, женщина меняется на глазах. Память возвращает ее во времена военной юности, когда она, молодая девятнадцатилетняя девчонка, не думая о смерти, спасала на передовой раненых бойцов, навсегда теряла друзей и смотрела в лицо смерти, попав в руки бандеровцев.
Вот что вспоминает о том страшном времени Валентина(дата когда попала на фронт)
«Солдаты умирали у меня на руках»
- В районе города Торжок наша дивизия несколько раз атаковала противника, - вспоминает ветеран. - Под сплошным огнем мне не раз приходилось выходить за линию обороны, вытаскивая раненых из зоны обстрела. После танкового боя вместе с солдатами из машин доставали обожженных танкистов. Они имели такие раны и ожоги, что человеку просто невозможно было их перенести. Ребята умирали у нас на руках.
Освободив от немцев населенный пункт в Калининской области, мы в овраге обнаружили штабеля замерзших трупов. Тела советских солдат были исколоты штыками. От людей стало известно, что это были солдаты из местного госпиталя, которых не успели эвакуировать. При взятии села немцы всех раненых вывезли в овраг и зверски уничтожили.
В конце мая 1942 года Валентину Быкову перевели в 131 стрелковую отдельную бригаду 30-й армии и назначили военным фельдшером. В июле она оказалась на Северо-Кавказском фронте, где наши войска защищали подступы к военно-грузинской стратегической дороге, ведущей к Крестовому перевалу через Кавказ.
- Шли дожди, река вышла из берегов и дороги стали непроходимы, - рассказывает о том времени Валентина Николаевна. – Боеприпасы приходилось доставлять вручную. Продовольствия не хватало. Мы вытаскивали из запруд рыбу, убитую снарядами. А в полях искали неубранный рис, чтобы сварить из него суп без соли.
На всю жизнь запомнился Валентине бой за станицу Черноерковскую под городом Темрюк. Немецкий снаряд попал в расчет, рядом с которым находилась наша медсестра, и все бойцы погибли. Рядом смертельно ранили командира бригады. Валентина перевязала его и под обстрелом потащила на плащ-палатке до камышей в укрытие. Когда добралась с тяжелой ношей до лимана, командир уже умер от потери крови.
Лиман был единственным путем к отступлению перед наседавшим противником. Солдаты шли, проваливаясь под лед, под непрекращающимся огнем минометов. К счастью, на помощь пришла бригада морских пехотинцев, и немцев выбили из станицы.
Украинская «невеста»
В 1944 году Кинешемский военкомат направил Валентину Быкову работать на Украину, в освобожденный от немецкой оккупации город Полтаву. В январе 1945 года заволжанка оказалась в Черновцах в Кицманской районной больнице, где стала работать старшей медсестрой в тифозном отделении. Там с ней произошел страшный случай, о котором она и сегодня не может вспоминать спокойно.
Во время ночного дежурства в больницу вошли вооруженные автоматами мужчины. Придерживая за руки раненого, они грубо потребовали у Валентины перевязать товарища. Девушка пыталась объяснить, что в тифозное отделение посторонним заходить нельзя, но они толчками в спину и угрозами заставили медсестру провести их в кабинет и сделать раненому перевязку. Валентина догадалась, что имеет дело с бандитами из бандеровской организации украинских националистов, которые в то время свирепствовали на территории Западной Украины.
После того, как пулевое ранение было обработано, мужчины приказали Валентине одеться и следовать за ними. Медсестра сильно перепугалась, так как была наслышана, что назад от этих людей никто живым не возвращается. Ее спас местный житель, проходивший в больнице лечение. Парень подошел к командиру бандеровцев и шепнул ему на ухо, что дивчина – его невеста. Бандит ответил: «Ну, добре, пусть остается». Валентина всю жизнь благодарна украинскому парню, который спас ее от неизвестности.