9 декабря отмечался Международный день борьбы с коррупцией. Для Кинешмы и для всего нашего региона этот «праздник» особо актуален.
Как ему не быть актуальным, если уже более года Кинешма остается без полноценного главы администрации, которого обвиняют в мошенничестве, а совсем недавно, буквально на днях, в знаменитое «Лефортово» отправился не кто-нибудь, а генерал, главный полицейский области. Ему вменяют злоупотребление должностными полномочиями при покупке для нового здания УМВД сверхдорогих итальянских диванов.
- За три квартала 2014 года в органах следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Ивановской области возбуждено 111 уголовных дел коррупционной направленности, 67 дел было окончено производством, рассказывает заместитель руководителя следственного отдела по городу Кинешма следственного управления Следственного комитета РФ по Ивановской области подполковник юстиции Михаил Беляев. - Размер причиненного преступлениями ущерба составил 744 тысячи рублей. В ходе предварительного расследования за 9 месяцев текущего года возмещено более 38 тысяч рублей. Наибольшее большее количество уголовных дел возбуждено по фактам получения взяток – 33 уголовных дела, присвоение или растраты имущества вверенного виновному - 5 уголовных дел. Производство предварительного расследования производилось по уголовным делам в отношении граждан, занимающих должности в органах управления, правоохранительных органах, других сферах деятельности. Всего к ответственности за совершение коррупционных преступлений было привлечено 70 граждан, из них 46 работали в правоприменительных (правоохранительных) сферах, 8 в органах здравоохранения и социального обеспечения, остальные - в иных сферах.
Как видим, регион наш жив, как Цой. Невзирая на гибельность, в нем еще спеты не все песни, в нем есть, на чем поживиться и есть, кого ловить за это. Попробуем же разобраться, какова специфика местной коррупции, как было раньше и каких можно ждать метаморфоз в будущем.
Первым нам согласился помочь Георгий Новичков, которого мы уже привлекали ранее при написании статьи «Людской протест и «административный планктон». Георгий Павлович живет в Кинешме шестой год, а до приезда к нам он жил в городе Полярный Мурманской области, где служил на Северном подводном флоте начальником военного вычислительного центра. Обладая талантами аналитика и стратега, Георгий Павлович безусловно имеет право быть услышанным.
- Разумеется, что коррупция в России повсеместна и все одним миром мазаны, но факты в каждом случае, в каждом регионе, свои, - говорит он. – По моему личному мнению и в Ивановской области, и в Кинешме давно идет систематическая, даже системная борьба между местной элитой и элитой присланной. Под последней я имею в виду, в первую очередь, Меня. Я не берусь судить о его компетентности, но то, что он не завалил, не опустил регион ниже плинтуса, ему можно поставить в плюс. Другой бы, может быть, сделал бы лучше, но не было другого, а местные менеджеры точно бы все завалили. Жадность — основная черта местной элиты. Жадность и зависть. Эти качества закрепились у людей на генном уровне и выкристаллизовались в детках. Я, конечно, могу ошибаться, и это, повторюсь, мое личное мнение, которое успело сформироваться за время жизни в Кинешме, однако в доказательство его могу привести элементарный, даже бытовой пример. Когда я приехал в Кинешму и стал ходить на рынок за творогом, то сразу столкнулся с тем, что здешние производители и продавцы категорически не признают весы. Я не против заплатить, если товар качественный, но постепенно мне пришлось убедиться, что обманывают меня во всем. Демонстрируя свежий товар, продавец потом достает из под прилавка упакованные колобушки, которые на поверку оказываются с сывороткой (для веса) и в них смешан свежий и залежалый творог. Поначалу я взялся жаловаться, но на меня посмотрели, как на идиота. Так, с малого, с низов можно отследить степень безнравственности в обществе. А еще не довольны, что плохо идет торговля. На туристов надеются. Посмотрите, сколько всегда стоит покупателей, когда продается белорусская продукция. Она дешевле и качественней, и продавцы там не мухлюют. Потому что правильный бизнесмен, знает, что от рядового работника зависит его богатство, и он старается стимулировать этого работника. В Кинешме не так. Показательно и то, что Роспотребнадзор находится в Заволжске. Я усматриваю, что это сделано умышленно. Чтобы не нарушать порядок откатов от различных продаж. Здесь все слиплись, все спеклись.
- Кинешемцы на 50% народ жуликоватый, - продолжает Георгий Павлович. - Я не говорю, что это завзятые грабители, но они только и ждут случая, как говорится, «развести лоха». Кинешемцев надо контролировать, стоять над ними с дубинкой. Им наплевать на совесть, на Бога, хотя посмотришь — уму не постижимо, сколько ходит народу в церковь. Отмолил грех и давай заново жульничать. Но идем дальше. Возьмем отрасль строительства. Я, например, живу в новом доме, 20 квартир которого должны были отойти северянам. Их представитель приехал, посмотрел качество и готовность, с него стали требовать еще денег и он ответил: идите на фиг! И отозвал через суд авансы. Те квартиры потом продали кинешемцам. Люди въехали и обнаружили, что батареи внутри есть, а тепла нет, выключатели есть, а электричества нет, краны есть, а воды в них нет. А ведь дом был принят и в актах приемки наверняка стоят подписи кого-нибудь из администрации. Самое-то интересное, что однажды найдется горячая голова, которая взбодрит, организует людей и устроит такой Фергюсон, что мало не покажется не только местной власти, но и областной. А если еще кто-нибудь получит синяки да поймет, что за это можно получать деньги от Госдепа США... Местные власти думают, что им все сойдет — не сойдет. Они дергают тигра за усы. Так что не известно, кто больше враг — те, кто получает деньги от Госдепа или те, кто создает почву для недовольства людей. Кстати, и Новороссия, по-моему, это палец, грозящий всей русской коррупционной бюрократии. Там люди воюют не за деньги, а за идею.
- Дополнительно скажу про Чужбинкина, - заканчивает Георгий Новичков. - Думаю, что если бы он был действительно виноват, то процесс прошел бы быстро, громко и с треском. У меня всегда вызывали подозрение затяжные судебные процессы. По-моему, Чужбинкина засадили, чтобы он сдал кого-то, чтобы написал, как говорилось раньше, на «врага народа». По сути, что в 37-м году, что сейчас — одна и та же ситуация, только методы разные. Что до Никитина, то говорить о нем рано. Если процесс затянется, как у Чужбинкина, то это будет означать, что от генерала требуют, чтобы он раскрыл вертикаль хищений, чтобы рассказал, кто участвовал в них из федерального центра. Ведь без прикрытия Москвы такие дела не делаются. Ну а если, процесс займет три-четыре месяца, то извини, пошиковал, хватит.
Далее мы попросили высказаться Юрия Скоморохова, бывшего начальника уголовного розыска, нынешнего председателя ветеранской организации МВД Кинешмы и Кинешемского района.
- В советское время за коррупцию люди получали реально большие сроки, плюс — конфискация имущества, - вспоминает Юрий Юрьевич. - Как, например, в 1980-е. Тогда были два громких дела по «Копторгу» на Виноградова и по ювелирному магазину «Сапфир». В последнем случае попались даже горкомовские работники. В милиции также было строже, чем сейчас. Проводились, например, суди чести с участием всего личного состава. На этих судах не только обсуждали и журили виноватых сотрудников, но и принимали серьезные решения вплоть до увольнения. Увольняли, бывало, и за спекуляцию. Я сам лично собирал материалы на особо зарвавшихся. Был у нас один (имени называть не стану), гонял вагонами борщ с Украины, разгружал его на хлопковой базе, а потом возил продавать на служебных машинах в Луговое. Для привлекательности товара, он даже не снимал форму, в милицейской форме торговал. И рабов своих имел. Если те запивали, он сажал их безо всякого протокола в камеру. Так, за государственный счет и выхаживались. Потом он взялся ремонтировать на 25 миллионов столовую при ОВД. Одновременно с тем у него построилась дача. Я толстенный том собрал на этого человека, но в итоге ему дали спокойно уйти на пенсию. Это уже 1990-е годы наступили, даже письмо министру МВД не помогло.
Отметим, что Конвенция ООН против коррупции действует с 2003 года. Во время ее подписания глава российской делегации сказал: «Россия ведет с коррупцией бескомпромиссную борьбу». Красивые слова, хотя с другой стороны нельзя не признать, что бывали времена, когда данная борьба велась у нас куда бескомпромисснее, чем ноне.
P.S. Об этом нелицеприятном факте нигде и никогда еще написано не было, но мы расскажем. У нашего земляка маршала Советского Союза Александра Василевского был двоюродный брат Анатолий Данилевский, который жил в деревне Закусихино Кинешемского района. Работал он бухгалтером при валяльной фабрике и однажды случилась с ним неприятность – то ли Анатолий Васильевич допустил нечаянную недостачу, то ли натурально проворовался, но, так или иначе, попал он под суд. Попал и принялся писать выдающемуся полководцу, чтобы тот поспособствовал его освобождению, на что Василевский ответил примерно следующее: по таким вопросам не сметь ко мне даже соваться! До конца жизни Анатолий Данилевский ненавидел брата-маршала, но подумаем-ка, справедлив ли он был в своей ненависти?