О прошлом и настояшем

Деревня Чеганово спряталась от главной дороги за лесами за полями. Когда-то этот населенный пункт был большим селом, окруженным садами. С церковью, школой, детским садом, с добротными домами и тружениками-людьми.

Деревня Чеганово спряталась от главной дороги за лесами за полями. Когда-то этот населенный пункт был большим селом, окруженным садами. С церковью,  школой, детским садом, с добротными домами и тружениками-людьми.

 

Сегодня – улицы заколоченных домов,  звенящая тишина и бабушки на лавочке, вспоминающие былое.

Вспомнить тут есть о чем. Село, выстроенное в стародавние времена, славно своей историей с незапамятных времен. Когда-то земли усадьбы Чеганово принадлежали князьям Голицыным. Которому из них – история умалчивает. Но местные жители, по рассказам своих родителей, помнят, что в подвале сельской церкви «на цепях висел гроб  князя Голицкого».

- Все село знало, что в подвале нашей церкви находится гроб князя Голицкого, мне об этом рассказывала мама, - делится воспоминаниями когда-то местная жительница, а теперь дачница Альбина Ивановна Болотова. – Сама я этого не видела, но когда церковь закрыли, мы с мальчишками решили заглянуть в церковный подвал.

Когда дети подошли к церкви, девчонки, среди которых была и Альбина, наотрез отказались лезть в подвальную темноту, предоставив это право мальчикам. Мальчишки скрылись в подвале, а через минуту уже выскочили оттуда с невероятным рассказом, подтверждающим слова взрослых: в подвале на столбах, к которым были прикручены цепи, висел гроб князя.

Долгожители села вспоминают, что когда в советские годы церковь закрыли и отдали на разорение, перед этим в село приехали посторонние люди и увезли исторические останки с собой в неизвестном направлении.

А с церковных стен стали сдирать и выбрасывать вон иконы. Люди были против такого варварства, но перечить не смели, только молча плакали да крестились, когда очередной святой лик ударялся о землю. По воспоминаниям сельчан, особенно усердствовал тогдашний председатель сельсовета, житель деревни Пырешево. Одна из икон, сорвавшись со стены, ударила председателя по хребту, после чего его согнуло, и больше он так и не разогнулся, проходив до самой смерти с большим горбом на спине. А люди уверовали: Бог наказал.

А потом в церкви устроили танцы. Молодежь, среди которой были и нынешние 75-96-летние жительницы деревеньки, каждый раз ожидала от похода в церковь-клуб каких-либо странностей, и чудеса не заставляли себя долго ждать: то свет погаснет, то шум необычный появится, то голоса… Сегодня место, где стояла церковь, определяют лишь старинные могилы. От самой церкви не осталось и фундамента.

 После войны село насчитывало больше ста дворов. Часть людей ходила работать на трикотажную фабрику в соседнем селе, но большинство трудилось в Чегановском колхозе.

По воспоминаниям коренных жительниц Чеганово, за их селом, у кромки леса, был разбит огромный сад с сортовыми насаждениями яблонь, слив, смородины, крыжовника – да чего там только не было! С другой стороны села – поля с капустой, картофелем, свеклой, морковью и самой притягательной для местной ребятни клубникой.

- Клубника была большая, душистая, я, как и другие ребята, лазила за ней в коллективный сад, - признается Альбина Болотова. – Но на количество клубники наши набеги не влияли: ягод было море.

Яблоки, клубнику, смородину и другие фрукты–ягоды колхозники продавали и в Кинешме: у колхоза имелся свой ларек.

Ученики местной школы помогали взрослым при уборке урожая, как могли. Собирали колоски со сжатых полей, выходили на подборку картофеля, дергали морковь. Школьников не звали на помощь, по понятным причинам, лишь на сбор клубники. 

- Колхоз был большой, богатый, - ворошат память коренные жительницы. – Был даже свой пионерский лагерь. Имелись фермы, птичник. Рядом с Чеганово находилась конюшня. Ребятня зимой постоянно утаскивала с конюшни кошелку, чтобы кататься на ней с горы.

Из села в то время уезжали единицы. Были дома с хозяйством, была работа. Веселья тоже было не мало. Молодежь тех лет в деревне совсем не скучала.

- Жизнь в те годы кипела, - с молчаливого согласия своей подруги рассказывает Альбина Болотова. - Зимой вокруг деревни устраивалась лыжня и проводились соревнования. Летом сельчане ходили на танцы и в кино. Молодежь знала даты годовых праздников всех деревень в округе и праздновала их «деревней на деревню». Обычно праздники проходили мирно, «чужих» в деревне-имениннице  в любой избе привечали пирогами и чаем. Но иногда дело доходило до кольев  - тогда редели заборы, и молодежь шла стенка на стенку. Но серьезные потасовки случались крайне редко: в те времена участковым Чегановского сельсовета был крутой нравом милиционер ростом под два метра. Следя на празднике за порядком, он не допускал накала страстей, вовремя прихватывал за шкирку зачинщиков драки и стукал их лбами, после чего драться все раздумывали и разбегались кто куда.

Была и любовь. Куда без нее! Альбина Ивановна до сих пор вспоминает свою юношескую любовь из соседней деревни. И рассказывает, как по-настоящему влюбилась и вышла замуж за человека, с которым и прожила жизнь.

Дело было в 1961 году. По словам женщины, ее избранником стал житель Коротихи, соседней с Чеганово деревни. Купили шампанского, конфет и пошли расписываться в Чегановский сельский совет. А потом была свадьба в Коротихе и жизнь «в чужом дому». Но молодые прожили с родителями недолго. Муж Альбины работал на кинешемском мельзаводе, устроилась на работу на Кинешемскую швейную фабрику и она. Переехали в город. А в 1976 году Альбина получила от предприятия четырехкомнатную квартиру.

Став городской, Альбина Ивановна связь с родной деревней не потеряла. В свои годы до сих пор каждое лето проводит в стареньком, но крепком родительском доме, содержит огород, дышит чистым деревенским воздухом, встречается с подругами и сожалеет, что силы уже не те, и, хочешь не хочешь, с родительским домом приходит пора расставаться.

В отличие от уроженки села Альбины Ивановны Болотовой, ее подруга Клавдия Андриановна Ерофеева живет в Чеганово с 1964 года.

- В 1964 году мы с мужем купили в этом селе дом, - вспоминает Клавдия Андриановна. – Радовались своему углу несказанно! С тех пор так тут и живем.

До счастливого момента покупки дома в жизни Клавдии Ерофеевой было немало потерь и трудностей. Сначала ушел на войну отец, да так там и сгинул, оставив жене малолетних детей и недостроенный дом. Семья из пяти человек перебивалась, как могла. Юная Клава, едва закончив 8 классов, выучилась на швею и осталась работать на Заречной трикотажной фабрике.  В 1959 году вышла замуж за жителя деревни Иваниха Кинешемского района. Жить стали у родителей мужа. Дом и без того был полон народу: родители, две дочери, три снохи… С молодыми получалось тринадцать человек. Сколько слез пролила юная жена, терпя насмешки золовок и команды старших снох! И не было большей радости, когда они с мужем убежали из Чеганово, в собственный дом. 

Многие годы Клавдия Андриановна отдала трикотажной фабрике в поселке Заречный, работая в цеху швеей-мотористкой. В свое время ей даже было присвоено звание лучшей швеи области. Сегодня она – богатая бабушка, имеющая любящих внуков и правнуков. Хоть и на пенсии, но без работы не сидит, возглавляет местный совет ветеранов. Организация годового деревенского праздника тоже на ней.

- В Чеганово 12 июля празднуется Петров день,  - рассказывает Клавдия Андриановна. – В этот день я вытаскиваю столы, скамейки, кипячу чайник, выставляю на стол пироги, вареную картошку и зову людей.

Сельчане к столам приходят тоже не с пустыми руками. Вся деревня сидит, поет и закусывает. А потом пускается в пляс под приглашенный духовой оркестр и с живым участием самодеятельных артистов из деревенского клуба Коротихи.

Сегодня в деревне постоянно проживает 24 человека. Несколько относительно молодых семей, остальные пенсионеры. На жизнь, как ни странно, не жалуются. Наоборот, рассказывают про достоинства. Например, в Чеганово имеются модернизированные колодцы. Пришлый человек сразу и не догадается, что для того, чтобы набрать ведро воды, не надо открывать колодец и крутить барабан. Достаточно просто нажать на кнопку и вода из шланга, идущего из недр колодца, где установлен насос, без всяких усилий сама польется в подставленное ведро.

Проблемы, конечно, тоже имеются. Но деревенские люди добрые и терпеливые, жаловаться не любят, разве что уж совсем подопрет. В этот раз под народное недовольство попала автолавка.

Автолавка доставляет продукты в Чеганово два раза в неделю. Жителей деревни, не имеющих возможности ходить в магазины, это устраивает, «магазину на колесах» они всегда рады. К означенному дню люди припасают денежки, надо сказать, не малые: набирают продуктов на тысячу и более рублей.

- Продуктов берем много, сахар и муку покупаем мешками, несмотря на то, что цены, в сравнении с городскими, заметно выше, - рассказывают местные жители. – Но в деревню нередко стараются привезти товар с подходящим к концу сроком годности, хлеб бывает черствым, да и того не хватает.

Но больше всего сельчан расстраивает отсутствие списка предлагаемых с автолавки товаров и ценников.

- Сколько раз мы предлагали продавцу написать на коробке список товаров  с ценой, а он в ответ: цены каждый день меняются, что я вам писать и зачеркивать должен? – сетует на несовершенство выездной торговли Клавдия Андриановна.  – Но почему бы нет? Несмотря на то, что мы берем товар с «колес», мы такие же покупатели, как и все, с такими же, как у всех покупателей, правами. Или автолавки имеют привилегии?

То, что автолавки никаких привилегий не имеют, подтвердили в отделе экономики и предпринимательства администрации Заволжского района, пояснив, что при организации торговли через автолавку в обязательном порядке должен быть прейскурант на реализуемую продукцию, подписанный материально ответственным лицом, отвечающим за составление ценника. Статья 19 о правилах продажи товаров гласит: меняются цены хоть по пять раз на дню – ценник должен соответствовать требованиям определенного пункта правил продажи товара, т.е. наименование товара, единица измерения товара, цена и дата составления ценника с подписью материально ответственного лица.

В настоящее время, со слов руководителя, чья автолавка доставляет продукты в деревню Чеганово, с продавцами состоялась встреча с целью выявления больных точек выездной торговли. Что касается автолавки, вызвавшей своей работой недовольство жителей, то порядок там наведен, ценники написаны.

 

Комментарии
Комментариев пока нет