«Уголовка» для ретивых родителей

Думцы собираются защитить учителей от любых оскорбительных нападок. Под страхом уголовного наказания.

Думцы собираются защитить учителей от любых оскорбительных нападок. Под страхом уголовного наказания.

 

Законопроект в Госдуме уже разработан, остается дождаться его принятия в силу. По данному законопроекту оскорбительные упреки, претензии и даже простые насмешки в отношение школьных учителей будут квалифицироваться так, как если бы гадости были адресованы в отношение сотрудников, находящихся при исполнении служебных обязанностей. Это будет означать, что учителя получат такой же статус, какой имеют, например, полицейские.

На зарплатах и на каких-либо иных благах нововведение вряд ли отразится, речь здесь идет только о сфере применения уголовного права. Причем меч правосудия сверкнет в первую очередь над головами хамоватых родителей, а затем и над маленькими хамами. По готовящемуся закону родители, оскорбившие учителя, будут наказываться штрафами и исправительными работами, а дети, рано познавшие сквернословие, будут отчисляться из школы.

«168 часов» решили прощупать кинешемскую почву на вопрос, как приживется в ней новый порядок. Нужен ли он вообще, разумен ли? Для этого мы сначала провели соцопрос на сайте «168.ru», а затем поговорили в живую с кинешемскими учителями.

Интернет-опрос предполагал четыре варианта ответа: «Поддерживаю, учителям нужна защита», «Не поддерживаю. Слишком суровый закон», «Надо менять отношение общества к учителям в принципе» и «Наказывать надо и учителей, оскорбляющих детей».

В итоге полностью поддержали идею нового закона 40 проголосовавших (38,83% от общего числа). Это лидеры голосования.

Против закона нажали на кнопку всего лишь семь человек (6,8%).

За изменение самого отношения к учителям проголосовало 27 человек (26,21%, третье место).

За наказания самих учителей высказались 29 человек (28,16%, второе место).

Как мы можем видеть, единого мнения в кинешемском обществе по данному вопросу нет. Налицо как полярность мнений, так и значительная доля респондентов, которые желают видеть «третий путь» к миру во всем школьном мире.

Исходя из всего этого можно заключить, что рубить с плеча здесь рано. Ведь надо учесть и то, что одновременно с защитой учителей от обидных выпадов произойдет также негласное признание всех детей и их родителей опасным слоем общества. Скажем, когда Закон защищает от хамов полицейских, то это само собой предполагает, что полицейские вынуждены работать с криминальным контингентом. Не от общества в целом защищена полиция, а от худших представителей общества, которые понимают только кнут. Вот и школьники с родителями автоматом подпадут под категорию потенциальных вредителей, которые должны будут уважать учителей не по совести, а из страха.

Но послушаем, что говорят сами учителя. Мы намеренно не стали обращаться в наши образцовые, как то школа Фурманова, гимназия Островского или передовая 8-я школа. Разве что поговорили с одним из наиболее уважаемых педагогов Кинешмы, Зоей Лебедевой, бывшим директором фурмановской школы. Разговор оказался очень коротким. Зоя Федоровна призналась, что за все годы своей работы она ни разу не слышала в свой адрес оскорблений, и поэтому ей попросту нечего сказать о необходимости нового закона.

Далее мы прокатились по окраинным районам города, где попроще нравы и над понятием образования не довлеет понятие престижа.

- Я за, - ответила нам завуч 1-й школы на «Томне» Людмила Клочкова. - Мы, конечно, стараемся любую спорную ситуацию уладить до начала конфликта, причем сложные вопросы решаем всегда в пользу учеников, но родители реагируют по разному и не всегда делают это спокойно. Часто это происходит в силу их непонимания существующих методик обучения. Они часто требуют того, что для ребенка нежелательно. Я считаю, что новый закон будет полезен и для нас, учителей, и для учеников. Хотя с другой стороны я не могу сказать, что данная проблема сейчас большая и вопиющая.

Похожего мнения придерживаются в той же школе учителя русского языка и физики (имена они просили не указывать).

- Разумный закон, - пояснили женщины в унисон друг другу, - С современными родителями работать очень сложно. У них изменилось сознание, изменилось отношение к учителям. Мы бесправны перед их лицом, и нам, конечно, нужна такая защита.

В 5-й школе, в «Америке», нам удалось побеседовать с учителем иностранного языка. Правда он тоже не пожелал, чтобы его имя значилось на страницах газеты, но его слова заслуживают внимания.

- Прежняя советская система, когда учитель имел статус учителя — это лучшее из всего возможного. Любую конфликтную ситуацию нужно гасить раньше, чем она может случиться. Когда же будут возбуждаться уголовные дела, то они не пойдут плюсом для школ. Наличие возбужденных уголовных дел будут негативно характеризовать ту или иную школу, по ним будут судить об умении учителей работать с детьми и родителями. И в первую очередь — с детьми. Ведь всякий конфликт начинается с того, что ребенок рассказывает о школе у себя дома. К тому же закон не будет работать, по-моему, еще и потому, что оскорблять учителя можно не только в глаза, но и по телефону и по интернету. Будет очень сложно собрать доказательства того, что тебя оскорбили. И потом надо разобраться, а нужен ли вообще этот закон? Я не думаю, что случаи, когда следует подвергать кого-то уголовному преследованию, настолько часты. Это неординарные, единичные ситуации.

В школе №10, что в «Сокольниках», мы застали учителя математики, исполняющего обязанности директора Наталью Ермакову.

- Если так можно сказать, то мое отношение к новому закону 50 на 50, - сказала она. - С одной стороны нравы людей сильно переменились в худшую сторону, а с другой — учитель должен завоевывать уважение своим трудом. Уважение через уголовную ответственность вряд ли привьешь.

В школе №6 на «Электроконтакте» своим мнением поделилась Елена Торбина. Последние два года она занимает должность заместителя директора по АХЧ, а до того 17 лет преподавала математику.

- Я за, - говорит Елена Алексеевна. - Проблема в том, что к настоящему времени изменилось в худшую сторону сознание людей. Если еще в 90-е годы родители подходили к учителю и просили подтянуть своего ребенка в учебе, то сейчас за неудачи детей следуют только придирки. К тому же люди стали мало заниматься воспитанием детей, все заняты зарабатыванием денег.

Подробно о новом законе высказался Олег Куликов, учитель истории и обществознания школы №18 на «АЗЛК».

- С одной стороны такой закон нужен, - рассуждает он. - У родителей сейчас очень много прав и иногда родители злоупотребляют этим. Да, они являются заказчиками образовательных услуг и имеют право требовать, но в то же время такое положение дел рождает неравенство сторон. Однако эта проблема может успешно решаться и без специальных правовых актов. У нас есть Конституция, уголовный и гражданский кодексы, вся необходимая нормативная база уже есть. Вопрос в другом — почему не хватает этих правовых актов? По-моему, дело в самих учителях. Вопрос заключается в том, насколько они знают действующее законодательство, как они могут поставить себя перед родителями, как могут сами защитить себя. Де-факто преподавательский корпус уже включен в государственную машину, и сейчас это делается де-юре. Но на благо ли будут эти шагающие шеренги? Данный закон еще больше сузит свободу учителей. Нужна ли такая коверная интеллигенция? По-моему, учителя нужны как нравственная, думающая часть общества. 

Компетентные мнения высказаны, остается дождаться, когда описанный закон вступит в силу. Сейчас пока ясно одно — наше общество из традиционного превращается в правовое. Традиции уходят в прошлое, их место занимают законы.

Комментарии
Комментариев пока нет